Top.Mail.Ru

Геленджик исторический. Легендарное «Голодное шоссе»

Любители пешеходных походов могут отыскать в Геленджике очень любопытный объект. Это сохранившиеся до наших дней участки Новороссийско-Сухумского шоссе, которое строили в далеких в 90-х гг. 19 века. В народе оно называет «голодное шоссе». Конечно, от самой дороги мало что осталось, но кое-где еще можно найти мосты из песчаника, опорные стены из него же и даже куски асфальта прямо посреди леса.

/storage/files/shares/blog/683db1432e0f9.jpg
Источник: https://andcvet.narod.ru/CG/01/min/89.jpg

Искать части старой дороги нужно в районе стелы в селе Михайловский перевал, на трассе М-4.

Что же это за шоссе?

Новороссийско-Сухумское шоссе начали строить в 1887 году, а уже в 1891-1892 гг. оно было сдано в эксплуатацию. Протяженность трассы составила около 530 километров, построили её всего за 5 лет.

Современная дорога идет частично по «голодному шоссе», но сохранилось немало мест, где старый тракт царских времен оказался заброшенным вместе с каменными мостами и опорными стенами из отшлифованного песчаника. Один из таких участков как раз и находится в Геленджике, между селами Возрождение и Михайловский перевал.

Когда было объявлено о строительство Новороссийско-Сухумского шоссе, из голодающих губерний России на работу сюда устремилась масса бедноты. В конце 19 века в стране разразился экономический кризис, который привел к массовой безработице. Проблему лишней рабочей силы правительство решило, организовав общественные работы для строительства столь необходимой магистрали. Крестьян здесь ожидал тяжелый труд и низкие заработки. Безработные, съехавшиеся со всех уголков страны, на протяжении нескольких лет днем и ночью прокладывали дорогу в сложнейших горных условиях. Многих погубили свирепствующие в то время болезни. Люди умирали, не получая медицинской помощи и достаточного количества еды. Отсюда и пошло название дороги – «голодное шоссе».

/storage/files/shares/blog/683db143043cc.jpg
Источник: https://s0.bloknot-novorossiysk.ru/upload/medialibrary/ab8/pic_07bc424dab631ca3a98631c73be8b8f6.jpg

Дорогу также называли «Анненковским шоссе» - строительством руководил сначала Михаил Николаевич Анненков, а затем Станислав Фомич Гофман.

Через дебри - к старым мостам

Сегодня на месте, где проходило шоссе, сохранилась малозаметная тропинка, ведущая в ущелье. До первой опорной стены "голодного шоссе" идти недолго - минут пять.

Песчаник, из которого сложены стены, так тщательно отшлифован, что издалека напоминает бетонные блоки.

/storage/files/shares/blog/683db1433a6fd.jpg
Источник: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=1a9f09bca7f33bde0b7fe6dd9d692a44_l-5235717-images-thumbs&n=13

Местами под ногами можно обнаружить и «эхо» легендарного шоссе - куски асфальта.

По пути следования лес постепенно расступается, и вы выходите непосредственно на старую дорогу, которая рядом с селом Возрождение довольно неплохо сохранилась.

Слева стоит большой камень (если заходить со стороны Возрождения, то справа).

Сам съезд на «голодное шоссе» находится рядом с остановкой 17-й км, в самом конце села Возрождение (если ехать со стороны Геленджика).

Старая дорога между Возрождением и Михайловским перевалом - не единственный участок «голодного шоссе», сохранившийся после строительства современной трассы. Зимой, когда опадает листва на деревьях, каменная кладка хорошо просматривается в районе Пшадского перевала (между селами Пшада и Текос). Там дорога идет уже выше основного тракта.

Еще один участок «голодного шоссе» расположен между селами Джубга и Бжид, причем там стоит мост, который лучше остальных сохранился с царских времен. Он хорошо известен местным грибникам, но далеко не многие знакомы с его настоящей историей.

/storage/files/shares/blog/683db14345d7a.jpg
Источник: https://s0.bloknot-novorossiysk.ru/thumb/850x0xcut/upload/iblock/755/img_aso_8475.jpg

Построенное практически на костях, «голодное шоссе» с каждым годом оставляет о себе все меньше напоминаний: рушатся мосты и разваливаются опорные стены. И к сожалению, туристического маршрута по царской дороге в Геленджике попросту нет. Отправиться на поиски старой дороги и каменных мостов любознательные туристы могут самостоятельно или с помощью опытных экскурсоводов. Если вы таких найдете, считайте, вам крупно повезло.
Но побывать в этих местах и прикоснуться к истории обязательно нужно. Увидеть своими глазами и потрогать руками строения, которые строили наши соотечественники больше ста лет назад – уникальная возможность.

Если вы любите пешеходные маршруты, то вам будет интересен материал о красивых и неизбитых туристами тропах.
Если вы предпочитаете путешествовать на колесах, выбирайте маршруты на квадроциклах или квадро-гигантах.
Любите животных? Почитайте о конных прогулках на чистокровных лошадях карачаевской породы.